Грегори Бейтсон

ecology_of_mind


Практика экологии разума


«Среды системной психотерапии»
Gentle...
dmitry_thinker
Завтра, 4 ноября, в 20.00 по московскому времени состоится второй вебинар в нашей серии, которая получила очень симпатичное название - «Среды системной психотерапии». Вебинар будет посвящён краткосрочной терапии, ориентированной на решения (SFBT, Solution-Focused Brief Therapy), которая была создана в 80-90-х годах прошлого века трудами Стива де Шейзера и Инсу Ким Берг. Это направление психотерапии стало известным и модным благодаря своей ясности, эффективности и кажущейся простоте.
Гостем и со-ведущим вебинара будет Алексей Михальский, проходивший обучение у основателей подхода. Как обычно, мы постараемся «копнуть вглубь» - рассмотреть эпистемологию, системные основания SFBT, историю развития идей, раскрыть механизмы этого очень интересного нетривиального подхода к решению человеческих проблем.
Ссылка на страницу вебинаров: http://bateson.ru/vebinary-po-sistemnoj-psihoterapii/
Там же можно посмотреть запись первого вебинара, посвящённого зарождению и развитию системной психотерапии.

Новая серия вебинаров. Теперь о системной психотерапии
Gentle...
dmitry_thinker
Скоро мы начинаем новую серию вебинаров. Будем обсуждать системную психотерапию.
Небольшая преамбула. Последнее время нахожу в сети множество материалов, посвящённых инженерной версии системного подхода. Вообще-то это хорошо: и сами материалы качественные, и тема важная, и системные инженеры обществу нужны. Но! Есть ведь и психотерапевтическая версия системного подхода, или, точнее, несколько таких версий. Причём, эти версии значительно отличаются от инженерной. Думаю, настало время всерьёз о них поговорить.
существенные подробностиCollapse )

Статья про даблбайнд на theoryandpractice
al_ven
Популяризация идей Бейтсона. Возможно, не самая удачная попытка: Ловушка подтекста: что такое двойное послание
http://theoryandpractice.ru/posts/8347-double-bind

В статье есть существенные неточности. Даже само название уводит от главных характерных черт даблбайнда. Главное в нем никак не "ловушка подтекста". Не прояснен вопрос о логических типах.
"Одновременно передается вторичное предписание, которое конфликтует с первым." - дело тут не в "конфликтности".

Лучше читать вот здесь
http://ecology-of-mind.livejournal.com/14573.html
DOUBLE BIND. Клинический и психологический анализ (1)
Это первая часть цикла из трёх статей, посвящённых клиническому и психологическому разбору double bind.
Вторая часть
Третья часть
Цель записи и обсуждения — наиболее полное и последовательное описание даблбайнда и выявление его структуры, с опорой главным образом на труды Г. Бейтсона. За основ взят отрывок из статьи БЕЙТСОН Г., ДЖЕКСОН Д., ХЕЙЛИ Д., УИКЛЕНД Д. К ТЕОРИИ ШИЗОФРЕНИИ (в переводе М.Папуша), полностью статью можно прочитать здесь. Там же есть описание необходимых составляющих ситуации double bind, как себе её представляли авторы статьи.

А также ЖЖ Д. Федотова
http://double-bind.livejournal.com/19716.html

О невостребованности системного (экологического) мышления
al_ven

Возьмем один из основных тезисов системного подхода - рассматривать отношения (связи), а не отдельные элементы (объекты, вещи, монады и т.д.). Вроде бы довольно простая и понятная идея, жизненная, но ее восприятие чаще всего наталкивается на какую-то мощную стену. Вот, например, И. Бауэер написал прекрасную книгу "Принцип человечности. Почему мы по своей природе склонны к кооперации", где эта тема (установления человеческих отношений) стержневая, да еще и научно и доходчиво обосновывается. Но мы видим, насколько мал интерес к этой книге.

Надо отметить, что невостребованность системной парадигмы - вопрос крайне сложный, к которому лучше всего подходить с разных позиций, здесь хотелось бы лишь наметить направления анализа этой проблемы.

Как же можно объяснить столь распространенную склонность видеть не отношения, а отдельные объекты (индивидов, субъектов, личностей и пр.)?

Одна из возможных причин, вероятно, связана с тем, что с отношениями часто как раз большие проблемы, отношения воспринимаются как ограничивающие, подавляющие и пр., всюду видятся попытки манипулировать, что-то навязать, и т.д. (и это в какой-то мере, к сожалению, правда). Поэтому и появляется желание избегать темы отношений и сосредотачиваться на "интересах Я", на "личном счастье" и пр. Отношения в этом случае воспринимаются как просто дополнение к своему любимому Я, как средство для увеличения значимости своего Я. При этом нет понимания того, что ощущение "личного счастья" зависит от отношений, а "Я" - это не отдельный банковский счет, к которому нужно постоянно приплюсовывать деньги, материальные блага и пр.
Особенно сложно не выделять свое Я в условиях господства идеологии конкурентных отношений (войны всех против всех). Поэтому Ф. Капра совершенно справедливо в своей лекции высказал вполне конкретную критику в адрес современного капитализма.

Социально-экономический фактор нельзя не учитывать. Можно сколько угодно говорить об отношениях, о сети или паутине жизни, но в условиях, когда, например, нет полной и гарантированной занятости, каждый начинает думать о себе - сеть сетью, это все красиво, но без работы и без денег останусь как отдельный элемент, бедная монада так сказать.

Поэтому, нет ничего удивительного в том, что системная парадигма остается (ПОКА!) такой невостребованной. Она невостребована только с точки зрения господствующей сейчас идеологией, но жизненно важна для общества и человечества. Нужно искать новые способы рассказать о ней.


Фритьоф Капра "Системное видение жизни"
al_ven

Открытая лекция Фриьтофа Капры «Системное видение жизни» прошла 12 мая в Санкт-Петербурге.

Фритьоф Капра, Ph.D., физик и системный теоретик, является основателем и ди-ректором Центра экологической грамотности в Беркли, Калифорния. Капра - автор нескольких международных бестселлеров, включающих «Тао физики» (1975), «Сеть жизни» (1996), «Наука Леонардо» (2007), «Обучаясь у Леонардо : расшиф-ровка дневников гения» (2012).

Его последняя книга, написанная в соавторстве с Пьером Луиджи Луизи, - междис-циплинарная монография «Системное видение жизни: объединяющий подход» ( 2014). Ей и была посвящена прошедшая лекция.

Эпистемологический практикум (продолжение)
Gentle...
dmitry_thinker
Дополнение, точнее, продолжение этого поста.
Изначальный замысел заключался не в том, чтобы давать определение понятиям "любовь", "дружба" или "вражда". Цель была, скорее, в том, чтобы понять (проследить), с помощью каких ментальных, когнитивных процессов мы создаём для себя такие определения.
Сама фраза "Это - любовь" подразумевает создание определённого равенства межд "этим" и "любовью": это = любовь. Это - указательное местоимение, оно выполняет роль указующего перста, а указывать может, в принципе, на что угодно. С другой стороны, любовь - это абстракция, название для категории каких-то событий, явлений. Таким образом, если человек говорит "это - любовь", он косвенно демонстрирует те правила, по которым относит определённые события и явления к категории любви.
читать рассужденияCollapse )

Сегодня вебинар о психотерапии и саморазвитии
Gentle...
dmitry_thinker
Сегодня в 20 часов (время московское) приглашаем на пятый вебинар «Философия Грегори Бейтсона», посвящённый психотерапии и саморазвитию. Ссылка на страницу вебинара: http://bateson.ru/vebinary-filosofiya-gregori-beytsona/

Насколько долгим и сложным должен быть путь к желанной цели? Сколько времени нужно человеку, чтобы измениться?
Случай из психотерапевтической практики. Женщина вместе со своим мужем обратилась к психотерапевту из-за того, что шестью неделями ранее у неё внезапно развилось "неутолимое" желание секса. По её словам, она стала "нимфоманкой". В течение этих шести недель она чувствовала, что ей необходима сексуальная связь с супругом как минимум раз в день перед сном, без этого она никак не могла заснуть. По её мнению, корни этой нимфомании надо было искать в глубоком детстве, поэтому нужна была длительная аналитическая психотерапия.
Каким образом психотерапевту удалось справиться с проблемой за один сеанс? Конечно, на вебинаре мы дадим ответ на этот вопрос!

Завтра - вебинар о психотерапии и саморазвитии
Gentle...
dmitry_thinker
Завтра, 19 августа, в 20 часов (время московское) приглашаем на пятый вебинар «Философия Грегори Бейтсона», посвящённый психотерапии и саморазвитию. Ссылка на страницу вебинара: http://bateson.ru/vebinary-filosofiya-gregori-beytsona/



Происшествие, случившееся в психиатрической больнице. Молодого человека, состояние которого заметно улучшилось после острого приступа болезни, навестила его мать. Обрадованный встречей, он импульсивно обнял ее, и в то же мгновение она напряглась и как бы окаменела. Он сразу убрал руку. «Разве ты меня больше не любишь?» — тут же спросила мать. Услышав это, молодой человек покраснел, а она заметила: «Дорогой, ты не должен так легко смущаться и бояться своих чувств». После этих слов пациент был не в состоянии оставаться с матерью более нескольких минут, а когда она ушла, он набросился на санитара и его пришлось фиксировать.

Что произошло? Каким образом столь краткое и безобидное общение могло вызвать такую бурную реакцию?

Правда ли, что корни безумия заложены в семье? Насколько велика трансформирующая сила коммуникации? Мы постараемся ответить на эти и другие вопросы в ходе семинара!


«Философия Грегори Бейтсона». Психотерапия и саморазвитие
Gentle...
dmitry_thinker
В среду, 19 августа, в 20 часов (время московское) приглашаем на пятый вебинар «Философия Грегори Бейтсона», посвящённый психотерапии и саморазвитию. Каким образом человек меняется и меняет окружающих?

Психическое здоровье самым непосредственным образом зависит от коммуникации. За примером обратимся к классике Достоевский «Преступление и наказание».
За день до убийства старухи-процентщицы Родион Раскольников получил письмо от своей материи Пульхерии. Длинное письмо, около четырёх с половиной тысяч слов. В нём речь шла о том, что жизнь у неё и её дочери Дуни (сестры Родиона) налаживается - в скором будущем ожидается свадьба Дуни с богатым женихом Лужиным, они больше не будут испытывать нужду, а у самого Родиона будет возможность закончить учёбу и получить хорошую должность.

Р.Д.Лэйнг провёл интересный эксперимент. Он вслух зачитал это письмо нескольким психиатрам и попросил поделиться впечатлениями. Все участники отметили у себя какие-то расстройства - головокружение, "затуманивание" восприятия, удушье и нехватку воздуха, тревогу, сниженное настроение.Что же было в письме? Как оно повлияло на главного героя? Могло ли оно подтолкнуть его к преступлению? Если да, то каким образом?

Страница вебинара: http://bateson.ru/vebinary-filosofiya-gregori-beytsona/

На этой же странице можно посмотреть запись первых четырёх вебинаров, посвящённых эпистемологии, системному подходу и кибернетическому взгляду на коммуникацию и религию.

Эпистемологический практикум
Gentle...
dmitry_thinker
Предлагаю проанализировать вопрос: что означают слова "Это - любовь" (или, как вариант "это - дружба", "это - вражда")? Здесь, вероятно, может быть несколько различных измерений и подходов, так что вопрос вовсе не линейный, а системный и многоплановый.
На всякий случай расставлю акценты. Формулировка вопроса не "что такое любовь", а "что означают слова "это - любовь". Интересно не столько дать ещё одно определение "любви" ("дружбы" или "вражды"), сколько понять - что именно люди отождествляют с любовью (дружбой, враждой) и как они это делают.

?

Log in

No account? Create an account