Грегори Бейтсон

ecology_of_mind


Практика экологии разума


Previous Entry Share Next Entry
Эмерджентность эмерджентности
al_ven wrote in ecology_of_mind

(Главы из книги Эдгара Морена "Метод. Природа природы"

Микроэмерджентности (часть больше части)

Эмерджентность является продуктом организации, которая, хотя она и неотделима от системы как целого, проявляется не только на уровне, целого, но при случае и на уровне его составляющих.

Таким образом, качества, неотъемлемо присуще частям внутри некоторой данной системы, отсутствуют или имеются лишь потенциально, когда эти части находятся в обособленном друг от друга состоянии; они могут быть приобретены и развиты только посредством целого и в целом. Как мы видели, нейтрон обретает свойство стабильности внутри ядра; электроны приобретают индивидуальность в соответствии с организационным принципом исключения Паули. Клетка создает условия для полного использования молекулярных свойств, которые не полностью использованы в изолированном состоянии (катализ). В человеческом обществе, когда в нем складывается культура, индивиды развивают свои способности к языку, ремеслу, искусству, т.е. наиболее богатые их индивидуальные качества возникают внутри социальной системы.
Итак, мы видим системы, в которых макроэмерджентные свойства оказывают обратное воздействие в форме микроэмерджентности на части. В таком случае не только целое больше, чем сумма частей, но части находясь в целом и существуя посредством целого, больше, чем части.

...

Эмерджентность эмерджентности

Понятие эмерджентности едва только возникает. А мы уже ощущаем его полифункциональную необходимость. Оно позволяет нам лучше понять суждение о том, что целое больше, чем сумма его частей. Хотяо рганизация и целостность тоже могут рассматриваться как эмерджентности, теперь понятно, что это есть нечто большее, это — не только организация, которая создает целостность, но это также и эмерджентность, которая заставляет целостность расцвести.Эмерджентность открывает нам новое понимание мира явлений; она

служит нам путеводной нитью через древовидные разветвления организованной материи. В то же время она ставит перед нами проблемы; нам нужно ее сложным образом расположить в отношениях между целым и частями, между структурностью (сверхструктурой и инфраструктурой) и феноменальностью, а это заставляет нас продвигаться все дальше в разработке теории систем. Кроме того, она выводит нас к пониманию наиболее удивительных аспектов природы (physis), а это скачок к новизне, синтезу, творению... Эмерджентность, причем именно в своем логическом и физическом скачке от свойств элементов к свойствам целого, несет в себе свою тайну, как и все понятия, делающие мир доступным нашему пониманию. Эта тайна эмерджентности, сама тайна жизни и сознания,обнаруживает себя уже в «физической мистерии атома, молекулы и даже резонансного круга» [Stewart].

Мы можем, наконец, лучше ощутить то, что создает ткань нашей собственной жизни и что распарывает эту ткань. Если истинно, что эмерджентности определяют не только первоначальные свойства, но и свойства синтеза, если истинно, что они, будучи всегда хронологически вторичными, являются всегда первичными по своему качеству, если, стало быть, истинно, что самые вычурные свойства нашей вселенной могут быть только эмерджентностями, тогда нам надлежит перевернуть видение наших ценностей. Мы хотим видеть в этих превосходных свойствах неизменные сущности, онтологические основания, тогда как они представляют собой конечные продукты. В самом деле, в основе лежат только составные части, перегной, компост, химические элементы,работа бактерий. Сознание, свобода, истина, любовь — это плоды, цветы. Наиболее тонкие проявления шарма, изысканные запахи духов, красота лиц и искусств, возвышенные цели, которым мы посвящаем себя,— это расцвет систем систем систем, эмерджентностей эмерджентностей эмерджентностей... Они представляют то, что наиболее хрупко и наиболее изменчиво: ничтожные мелочи растлевают их, деградация и смерть ударят по ним в первую очередь, несмотря на то что мы считаем их бессмертными и хотим, чтобы они оставались таковыми.

В. Ограничения:целое меньше суммы частей

Как только мы начинаем постигать систему, идея общего единства становится настоятельно необходимой в такой степени, что она ослепляет нас. Это означает, что на смену редукционистскому ослеплению (которое видит только составляющие элементы) приходит «холистическое» ослепление (которое видит только целое). В то время как очень часто подчеркивается, что целое больше суммы частей, очень редко формулируется противоположное предположение, что целое меньше суммы частей.



?

Log in

No account? Create an account